Маркеры, сигнализирующие о кризисном состоянии ребенка Во время взросления каждый ребенок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят время новорожденности, возраст 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления. Однако в жизни ребенка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребенка при определенных обстоятельствах. К ним относятся болезнь, смерть близкого человека, развод родителей, травмы и катастрофы, потеря любимого питомца, устройство в детский сад, переход в другое учебное заведение, переезд, расставание с друзьями и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры. Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и постараться минимизировать негативные последствия этих событий. Если же явных видимых причин нет, по каким признакам можно понять, что ребенок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии и что ему требуется ваша помощь?
Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет): • нарушения сна: тяжелое засыпание, кошмары; • энурез, энкопрез, боли в животе; • усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения; • плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей; • тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей); • появившиеся дефекты речи, отказ от речи; • тревога, связанная со смертью; • агрессивность, завышенные требования к окружающим; • познавательные трудности, нарушения общения; • приписывание воспоминаниям мистических свойств; • трудности в осознавании причин своего беспокойства; • беспомощность, пассивность в привычной деятельности; • повторяющиеся проигрывания неприятного события; • возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет); • гиперактивность или, наоборот, отсутствие активности; • трудности адаптации к детским учреждениям.
Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет): • ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать; • боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце; • озабоченность своей ответственностью и виной; • низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы; • специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений); • нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость; • трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание; • пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация; • забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем; • перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм; • продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь; • самоповреждающее поведение; • нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность; • повышенная тревожность и волнение без видимых причин; • проявления нервозности — тики, появившиеся дефекты речи; • отсутствие аппетита и сна либо наоборот.
Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет): • нарушение сна, головные боли, тремор, тики; • стыд и чувство вины; • страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости; • частые приступы паники, страх находиться одному; • жажда мстить и построение планов мести; • острое чувство одиночества; • нарушения памяти, внимания, рассеянность; • употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение; • саморазрушающее или рискованное поведение; • резкие изменения в межличностных отношениях; • преждевременное вхождение во взрослую жизнь (половая распущенность, прогулы школы, побеги).
Все эти симптомы не должны оставаться без внимания.
Ребенку очень важны ваши участие, забота и тепло. Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите ее сами. Будьте искренними, внимательно слушайте ребенка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?». Оцените глубину эмоционального кризиса. Задавайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать. Внимательно отнеситесь даже к самым незначительным жалобам. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить. Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы ее изменения. Если вы заметили один из следующих признаков: • интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни; • размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен; • попытки ребенка попрощаться — непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь; • приведение всех дел в порядок; • дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям — незамедлительно используйте все способы помочь ребенку избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например, в Республиканский центр психологической помощи https://rcpp.by |
- Информация о внесенных в Правила дорожного движения изменениях в части использования велосипедов, средств персональной мобильности, организации пешеходного движения.
- КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ в г. Орше
- Безопасность
- ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА. КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?
- Родители! А как Вы учите своего ребенка правилам безопасности?
- Профилактика детского травматизма
- Профильное обучение
- ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
- ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
- ПРАВИЛА внутреннего распорядка для учащихся
- Как помочь ребенку в кризисной ситуации
- Оплата за пользование учебниками и учебными пособиями в 2021/2022 учебном году:
- Азартные игры
- О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей
- Декада кибербезопасности
- Информация о защите денежных средств на банковских картах
- Профилактика теплотравматизма
- Памятка «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации»
- Дети - не инструмент политических игр.
- Соблюдение мер безопасности на железной дороге