Внутренний критик
«Вы не представляете, насколько я низкого мнения о себе – и до какой степени это мнение незаслуженно.»
Уильям Гилберт
Критика бывает либо талантливой, либо бездарной, но никогда – правильной.
Александр Генис
Понимание детских подсознательных влияний очень важно для каждого из нас, ведь все наши проблемы — родом из детства. У каждого из нас есть разные подсознательные идеи, воспринятые нами в детстве от матери и отца или от других значимых взрослых людей. Эти идеи очень сильно влияют на нашу формирующуюся индивидуальность и на то, насколько полно мы позволяем себе быть собой.
Для маленького ребенка слова родителей (замещающих родителей), учителей и других взрослых практически всегда воспринимаются как истина. Он внимает им по мере своего взросления, никак не оценивая их значения. Задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в социуме, но не всегда они делают это в конструктивной для ребенка форме. Взрослея, человек буквально впитывает в себя голос родителей или тех значимых людей, которые участвовали в его воспитании. Становясь старше, он начинает себя критиковать и оценивать точно так же, как окружающие критиковали и оценивали его ранее. Внешний голос становится нашим внутренним критиком и сопровождает нас во всем, что мы делаем. Обычно его голос звучит так строго, словно с нами говорят наши родители. А при первых звуках, свидетельствующих о его появлении, мы начинаем чувствовать себя беспомощным маленьким ребенком.
Критик является по своей сути, записанным голосом родителей, когда они ругают и за что-то осуждают. Если люди начинают относиться к критику внимательнее, и не пускать его к себе в сознание автоматом, они быстро опознают в его голосе родительские интонации и характерный выражения. Собственно критик в жизни нужен, потому что он нам говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нас видят в обществе и как на нас реагируют. Это, фактически самая первая социальная обратная связь, которую мы в детстве получили. Она для нас основной маяк. В норме, наверное, все должно быть прекрасно. Родители дают некий набор правил и дают примеры того, как на нас будут реагировать окружающие. Но получается совсем не так. Родители очень часто не могут справиться со своими эмоциями и понять, что с ними и почему в эмоциональном плане происходит. В итоге критики в жизни ребенка гораздо больше, чем положено, и критика эта далеко не всегда конструктивна. Ребенок не может ее переварить и просто включает, как оно есть в свой повседневный опыт. Ребенок вырастает, а критик остается тем же самым. У него неограниченные полномочия критиковать все, что только можно, потому что у человека нет никакого опыта ограничения критика. Критик говорит гадости, и вчерашний ребенок не смеет даже начать думать, чтобы противостоять этим нападкам.
Метью МакКей и Патрик Феннинг выделили 5 основных факторов, способствующие развитию критика с расширенными полномочиями читать далее...