Психологическая защита у детей
«Если вспомнить, сколько препятствий встречается ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна ... За каждым примером его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни.»
Альфред Адлер
Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть.В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностями, которые встали на пути достижения цели. Такое состояние может быть вызвано различными причинами: от отсутствия сил, как физических, так и душевных, до неуверенности в принятом решении. В таких случаях практически каждый из нас пытается выбраться из этого состояния, применяя различные психологические механизмы уравновешивания — психологическую защиту. Все это свойственно не только взрослому, но и ребенку. Дети, которые передаются на воспитание в замещающие семьи, как правило, имеют негативный опыт проживания в неблагополучной семье и (или) в интернатном учреждении. Многие из них отягощены психологическими травмами и поведенческими нарушениями. Понятно, что воспитание таких детей требует терпения, мудрости и, конечно, специальных знаний. В настоящем выпуске методической рассылки мы познакомим Вас с особенностями формирования психологической защиты у детей, видами психологической защиты, влиянием семьи на развитие защитных механизмов у детей.
В настоящее время в детской психологии проблема психологической защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Эмоциональная жизнь детей менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональная жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Так, если ребенок видит, что другому уделяется больше внимания, чем ему, то неизбежно чувствует обиду и ревность. Если исполняется его давнее желание - это наверняка его обрадует. Или он ожидает наказания - и при этом неизбежно чувствует тревогу. Таким образом, взрослый может предполагать, что на данные конкретные события ребенок будет реагировать конкретными эмоциями. Но, в противоположность таким ожиданиям, иногда наблюдение может показать совершенно иную картину. Например, ребенок проявляет безразличие там, где взрослый ожидал разочарования, или находится в веселом настроении вместо огорчения. Во всех этих случаях произошло что-то, что нарушило нормальный процесс. Осуществляя свои защитные функции, «Я» вмешалось и послужило причиной трансформации эмоции.
Термин "психологическая защита" (в применении к взрослому человеку) появился в одной из работ 3.Фрейда. В 1936 г. Анна Фрейд, дочь З.Фрейда, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.
Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Читать далее...