РЕБЁНОК ИДЁТ В ШКОЛУ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?
Поступление в школу - событие неординарное, оно запоминается на всю жизнь. Но знаете ли Вы, что это один из наиболее критических периодов в жизни детей? Многое для ребёнка становится новым - обстановка, учителя, режим. Всё подчиняется учёбе: на смену играм приходят ежедневные учебные занятия, которые требуют напряжённого умственного труда, внимания, сосредоточенной работы и, кроме того, относительно неподвижного положения тела на уроках. А потребность в движениях остаётся большой. Поэтому неокрепший детский организм испытывает сильнейший стресс.
Нужно время, чтобы ребёнок адаптировался (т.е. приспособился) к учёбе в школе, и порой немалое. А ведь от того, как пройдёт адаптация к школе, во многом зависят здоровье, эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе и в последующие годы.
Как же помочь ребёнку пройти через все трудности первого месяца обучения в школе, что для этого могут сделать родители?
В первую очередь, постарайтесь быть доступными для ребёнка. Сын или дочь должны чувствовать, что их всегда готовы выслушать. Это поможет Вам узнать, что волнует Вашего ребёнка.
Интересуйтесь делами ребёнка в школе. И не только тем, как его работу оценил учитель, но и тем, какое настроение было сегодня у ребёнка, с кем он играл, с кем подружился, что нового узнал и т.п.
Проявляйте интерес к тем заданиям, которые Ваш малыш получает в школе. Читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанные сказки и стихи, просмотренный мультфильм. Это поможет не только развитию ребёнка, но и будет способствовать формированию благоприятных взаимоотношений в семье.
Не забывайте о правильном режиме дня. Следите, чтобы Ваш первоклассник вовремя ел, отдыхал, вовремя ложился спать. Чтобы у него было время и для того, к чему он привык раньше: играм, прогулкам на свежем воздухе, просмотру любимых мультфильмов. Если же у ребёнка появляются жалобы на головную боль, усталость, вялость, снижается аппетит, нарушается сон, он становится капризным, агрессивным, чего ранее не наблюдалось - всё это свидетельствует о трудностях адаптационного периода, о том, что необходимо внести определённые изменения в жизнь ребёнка.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими - ни почерк, ни поведение. Все дети разные! Ребёнка надо хвалить, обращая внимание на «зоны успеха». Трудно даётся письмо - зато большие успехи в рисовании. Медленно читает, но хорошо танцует или играет на скрипке. Конечно, родителям хочется, чтобы ребёнок блистал во всём, но важно понимать склонности и возможности детей.
Станьте союзником маленького ученика. И Ваша помощь будет не в том, чтобы загонять его дополнительными заданиями, а в том, чтобы верить, что у него всё получится. И убеждать ребёнка в этом.
Не скупитесь на похвалы, отмечайте каждый успех ребёнка. Пусть слова «молодец», «умница», «ты меня очень порадовал» станут привычными в Вашем доме.
Помните, что от Вашего отношения к ребёнку во многом зависит его будущее, и только терпение, и желание помочь принесут ему успех. |
В этот нелёгкий для ребёнка период окружите его вниманием и заботой, будьте доброжелательны, проявляйте понимание и терпение, пусть он чувствует вашу поддержку. Всё это поможет ребёнку быстрее и успешнее привыкнуть к новым условиям школьного обучения, а трудности, которые могут возникнуть, через какое-то время пройдут.