Маркеры, сигнализирующие
о кризисном состоянии ребенка
Во время взросления каждый ребенок постоянно меняется и проходит через ряд кризисов, сопровождающих изменение его личности. К таким нормативным (одинаковым для всех) кризисам роста относят время новорожденности, возраст 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста (13 лет). Кризисы сопровождают человека с самого момента его рождения, они закономерны и необходимы для развития и взросления.
Однако в жизни ребенка могут случаться и ненормативные кризисы, не связанные с переходом от одного возраста к другому, а вызванные изменениями или особенностями окружающей обстановки. Можно заранее предположить развитие стрессового состояния у ребенка при определенных обстоятельствах. К ним относятся болезнь, смерть близкого человека, развод родителей, травмы и катастрофы, потеря любимого питомца, устройство в детский сад, переход в другое учебное заведение, переезд, расставание с друзьями и даже такое хорошее событие, как рождение брата или сестры. Родителям необходимо быть особенно внимательными к состоянию детей и постараться минимизировать негативные последствия этих событий.
Если же явных видимых причин нет, по каким признакам можно понять, что ребенок испытывает стресс и находится в кризисном состоянии и что ему требуется ваша помощь?
Дошкольный и младший школьный возраст (3-7 лет):
• нарушения сна: тяжелое засыпание, кошмары;
• энурез, энкопрез, боли в животе;
• усилившиеся страхи, нервозность, перепады настроения;
• плач при изменении обстоятельств или появлении новых людей;
• тревожная привязанность (цепляние, отказ побыть без родителей);
• появившиеся дефекты речи, отказ от речи;
• тревога, связанная со смертью;
• агрессивность, завышенные требования к окружающим;
• познавательные трудности, нарушения общения;
• приписывание воспоминаниям мистических свойств;
• трудности в осознавании причин своего беспокойства;
• беспомощность, пассивность в привычной деятельности;
• повторяющиеся проигрывания неприятного события;
• возрастной регресс (сосание соски, пальца, лепет);
• гиперактивность или, наоборот, отсутствие активности;
• трудности адаптации к детским учреждениям.
Младший школьный и ранний подростковый возраст (8-11 лет):
• ночные кошмары, трудности с засыпанием, отказ идти спать;
• боли в животе, тошнота, рвота, расстройство стула, частое мочеиспускание, жалобы на боли в сердце;
• озабоченность своей ответственностью и виной;
• низкая самооценка, излишняя старательность и ожидание похвалы;
• специфические страхи (своих переживаний, призраков, приведений);
• нарушения концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость;
• трудности в учебе, падение успеваемости, несмотря на старание;
• пересказы и проигрывание травматических событий, искажение их картины и навязчивая детализация;
• забота о безопасности своей и других, озабоченность здоровьем;
• перепады настроения, агрессия, безрассудное поведение, негативизм;
• продолжительные капризы и вызывающее поведение, частая ложь;
• самоповреждающее поведение;
• нежелание идти в школу или гулять с друзьями, отрешенность;
• повышенная тревожность и волнение без видимых причин;
• проявления нервозности — тики, появившиеся дефекты речи;
• отсутствие аппетита и сна либо наоборот.
Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12-17 лет):
• нарушение сна, головные боли, тремор, тики;
• стыд и чувство вины;
• страх оказаться ненормальным, чувство уязвимости;
• частые приступы паники, страх находиться одному;
• жажда мстить и построение планов мести;
• острое чувство одиночества;
• нарушения памяти, внимания, рассеянность;
• употребление алкоголя или наркотиков, противоправное поведение;
• саморазрушающее или рискованное поведение;
• резкие изменения в межличностных отношениях;
• преждевременное вхождение во взрослую жизнь (половая распущенность, прогулы школы, побеги).
Все эти симптомы не должны оставаться без внимания.
Ребенку очень важны ваши участие, забота и тепло.
Если он не может попросить у вас помощи и эмоциональной поддержки, предложите ее сами.
Будьте искренними, внимательно слушайте ребенка, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Например: «Что с тобой случилось в последнее время? К кому твои проблемы имеют отношение?».
Оцените глубину эмоционального кризиса. Задавайте вопросы о самочувствии, спрашивайте, что вы можете для него сделать.
Внимательно отнеситесь даже к самым незначительным жалобам.
Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить.
Спросите, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась, предложите свои способы ее изменения.
Если вы заметили один из следующих признаков:
• интерес и фантазии на тему смерти и желания уйти из жизни;
• размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен;
• попытки ребенка попрощаться — непривычные разговоры о любви к вам, внезапные выражения благодарности различным людям за помощь;
• приведение всех дел в порядок;
• дарение своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям — незамедлительно используйте все способы помочь ребенку избавиться от подавленного настроения и ощущения потери смысла жизни! Если чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обращаться к специалистам, например, в Республиканский центр психологической помощи https://rcpp.by