Тревожные симптомы в поведении подростка. Как вести себя родителям?
Один из самых сложных периодов развития ребенка — подростковый возраст. Важнейшая психологическая особенность этого периода — зарождающееся чувство взрослости. Уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, и намного превышает его возможности. Это ярко выражено в стремлении противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но в то же время и в ожидании от взрослых помощи, защиты и поддержки, оценок и одобрения. Важно признание родителями равенства прав подростка и взрослого.
Можно выделить такие характерные черты подросткового возраста:
• демонстративность во всем (поведение, внешний вид);
• эмоциональная нестабильность (импульсивность, перепады настроения, повышенная ранимость, обидчивость);
• бурный рост, развитие и перестройка организма, неравномерность физического развития;
• повышенная чувствительность к оценке окружающих;
• потребность в принятии сверстниками;
• стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права;
• снижение родительского авторитета;
• бунт против контроля со стороны взрослых и одновременно потребность в руководстве и ожидание поддержки;
• зависимость самооценки от стиля взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Подростковый период относится к возрастным кризисам. Это тяжелое и сложное время и для родителей, и для самих подростков. Происходящие с ребенком бурные физические и эмоциональные изменения вызывают у него неуверенность и сомнения в себе, и от отношения к нему родителей, от их ожиданий в этот период во многом зависит, какая сформируется самооценка.
У подростков много поводов для беспокойства и переживаний: подготовка к экзаменам, поступление в вуз, отношения со сверстниками, социальный имидж, первая любовь. Происходящее в семье тоже оказывает влияние на подростка — разногласия между родителями, ссоры с братьями или сестрами, финансовые трудности.
Если во взаимоотношениях между родителями и подростком не все ладится, есть трудности, никогда не поздно все изменить. Правда, чем старше ребенок, тем больше усилий необходимо прилагать взрослым. Безвыходных ситуаций не бывает, важно проявить терпение, не останавливаться на полпути.
Поведение подростка, на которое следует обратить особое внимание:
• частое грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;
• стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам, отрицание проблем;
• прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;
• нехарактерное поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или, наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения, утрата интереса к любимым занятиям;
• предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо, к отравляющим веществам, раздача личных вещей;
• разговоры об отсутствии ценности жизни;
• высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
• признаки несчастной любви. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;
• проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться.
КАК ПОСТРОИТЬ РАЗГОВОР С ПОДРОСТКОМ?
Не паникуйте! Эмоциональная стабильность взрослого помогает успокоиться подростку. Важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой. Не пытайтесь сгладить провоцируемые ребенком конфликты. Дайте выход его агрессии, а затем послушайте, что вызывает гнев.
Выслушивайте. Если подросток пытается вам что-то продемонстрировать каким бы то ни было способом, значит, он доверяет вам и верит, что вы способны услышать. Сначала без осуждений выслушайте ребенка, если его слова пугают вас, скажите об этом прямо. Ему нужна помощь, а не заверения в том, что все в порядке.
Будьте внимательны. Внимательно относитесь ко всему сказанному подростком, даже если, на ваш взгляд, это незначительные проблемы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.
Уважайте эмоции. Не обесценивайте переживания ребенка. Не останавливайте слезы, когда они есть, — нередко за такой реакцией стоит душевная боль. Боли нужен выход, а ребенку, который плачет, — поддержка. Отразите его переживания — скажите, что вы видите, что ребенку больно и спросите, как вы можете помочь. Для подростка переживание любви, предательства, одиночества — самое сильное. Ребенок будет доверять вам больше, если не услышит: «У тебя таких Марин (или Саш) будет миллион». Если подросток увидит, что вы принимаете и понимаете его боль, искренне сочувствуете его переживаниям, доверия между вами станет еще больше.
Вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях, поделитесь своим опытом преодоления этой ситуации, расскажите о том, как и при каких обстоятельствах вы справились. Вспомните те трудные ситуации, которые вашему ребенку удалось преодолеть. Подчеркните, что с любой кризисной ситуацией можно справиться.
Ищите выход из трудной ситуации. Откажитесь от навязывания своего мнения. Предложите помощь, сотрудничество в разрешении трудной ситуации. Заверьте ребенка, что он может обратиться за помощью в любой момент и вы откликнитесь.
ЧТО ПОМОЖЕТ ПОДРОСТКУ ЛУЧШЕ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ?
Забота о здоровье. Подростки часто поздно ложатся спать, а просыпаться им приходится очень рано. Полноценный ночной сон (не менее 8 часов) помогает расслабиться, восстановить тело и психику. Один из лучших способов снять стресс — физическая активность: пробежка, прогулка, активные игры или тренажерный зал. Здоровое сбалансированное питание, включающее большое количество овощей, фруктов, белков, восполнит дефицит питательных веществ и сохранит здоровье ребенка во время стресса.
Акцент на сильных сторонах и позитивных моментах. Если подросток считает, что все идет не так, беспокоится о том, чего у него нет, думает только о том, что у него не получается, — стресс усиливается. Напоминайте ребенку о его сильных сторонах и качествах, которые можно использовать для решения проблем, напоминайте о его прежних успехах и достижениях, обращайте и акцентируйте внимание на том, что у него хорошо получается, помогите увидеть в жизни позитивные моменты и вселяйте уверенность в его силах. Старайтесь как можно чаще хвалить подростка, выражать свое одобрение. Сознание того, что вы им довольны и гордитесь, очень важно для повышения его самооценки.
Занятия тем, что приносит радость и делает счастливым. Позвольте подростку делать не только то, что нужно, но и то, что ему нравится. Например, слушать музыку, смотреть фильмы или играть в компьютерные игры, проводить вечера с друзьями. Поддерживайте его увлечения, касающиеся попыток искать себя в будущей профессии, даже если они кажутся вам бесперспективными. Не обесценивайте его мечты и старания. Порой самые неожиданные варианты приводили людей к настоящему успеху и становились делом всей жизни.
Навыки саморегуляции — управление своим психоэмоциональным состоянием через воздействие на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также посредством контроля мышечного тонуса и дыхания. Помогите подростку познакомиться с ними и освоить техники дыхания, медитации, визуализации, нервно-мышечной релаксации и др. Эти упражнения могут помочь ему устранить эмоциональную напряженность, вернуть душевное равновесие и расслабиться, отпустить беспокоящие мысли, избавиться от негативного мышления, по-новому взглянуть на ситуацию.
Игры. Это естественный, привычный и эффективный способ снятия эмоционального напряжения и профилактики стресса.
• В игре «Молчание», перебрасываясь легким мячом или воздушным шариком, как следует из названия, вы должны молчать. Участник, который произносит звук, проигрывает. Это заставляет сосредотачиваться на мяче, а не на негативных мыслях.
• В игре «Замри» участники должны танцевать под музыку, а когда она останавливается, замереть. Можно повторять сколько угодно раз.
• Для повышения доверия и улучшения отношений в семье можно использовать игру «Верите ли вы, что я…». Родители и дети, по очереди произнося эту фразу, дальше рассказывают о каком-то своем поступке или любом событии. Задача — угадать, говорят правду или нет. Угадавшему присуждается балл, в противном случае балл забирает рассказчик.
• Похожая на предыдущую игра «Я никогда не…». Задача вспомнить, чего никогда в жизни не делал, например, не летал на самолете. Кто летал, загибают палец, кто не летал — нет. Если никто не летал, то палец загибает рассказчик. Проигрывают те, кто загнет все 10 пальцев. Кто останется — побеждает.
• Популярная игра на доверие — выбирать «Правду или действие». Ведущий загадывает вопрос и задание. Игрок, выбрав «правду», должен честно ответить на вопрос, а выбрав действие, должен выполнить задание. Главное для родителей — быть честными самим, однако не злоупотреблять возможностью и не задавать вопросов, на которые подростку будет очень сложно честно ответить.
• «Квест с подарком». Какими бы взрослыми подростки себя не считали, они с удовольствием вовлекаются в эту игру. Родители прячут какой-то подарок для подростка и рисуют подсказки, по которым можно его найти. В первой подсказке обычно нарисовано, где найти вторую подсказку и т. д., насколько у родителей хватит фантазии, — пока не найдут свой подарок. Это может быть не очень ценная, но приносящая подростку радость вещь.
• Можно предложить подросткам в семейном кругу или с друзьями разыграть миниатюры или прочитать стендап собственного сочинения. Можно написать на бумажках разные жанры — комедия, трагедия, детектив, триллер, мелодрама и т. д. Участнику загадывают тему, которую он должен показать в жанре, написанном на вытащенной бумажке.
• Хороший повод поднять настроение — поиграть в «Твистер», который можно сделать самостоятельно. Куски цветной (красной, синей, желтой и т. д.) бумаги приклейте скотчем на полу. В одной стопке бумажек напишите названия «конечностей» (правая нога, левая нога, левая рука, правая рука), а в другой — цвет, на который надо наступить.
• Предложите подросткам снять собственный короткометражный фильм. Напишите совместно простой сценарий, сделайте грим, придумайте костюмы из подручных материалов, распределите роли. Можно даже создать семейный Youtube-канал.
Больше разговаривайте с подростком, интересуйтесь его жизнью, потребностями: что у него происходит, что получается, а что нет, в какой помощи он нуждается, как видит ваши отношения и что бы ему хотелось в них изменить. Такие разговоры необходимы, находите для них время вне контекста обсуждения его успеваемости в школе и без критики ребенка. Для подростка очень важно, чтобы рядом был взрослый, поддерживающий и понимающий, а такое общение может стать основополагающим в формировании навыков жизнестойкости и развития психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне.